При сооружении тоннелей скальных породах новоавстрийским способом (НАТМ) с разработкой породы комбайном со стреловым исполнительным органом возможно сохранение одной технологической схемы проходки за счет применения различных схем раскрытия опережающих выработок и изменения параметров набрызгбетонной крепи.
Набрызгбетонная крепь достаточно податлива, но, обладая высокими прочностными характеристиками и значительным сцеплением с породой, допускает деформации породного массива внутрь выработки без разрушения, расслоения и вывалов породы на контуре выработки до тех пор, пока величина этих деформаций не достигнет критических значений. Регулировать развитие этих деформаций и ограничивать их развитие возможно варьированием толщины набрызгбетона, усилением крепи анкерами или арками (комбинированная крепь). Допуская существенные перемещения контура выработки, набрызгбетонная или комбинированная крепь обеспечивает тем самым разгрузку прилегающего к выработке породного массива от напряжений.
Исследуя параметры силового взаимодействия породного массива и набрызгбетонной крепи методом конечных элементов, получены рекомендации по проектированию крепи выработки в зависимости от трещиноватости массива и его физических характеристик.